На чем основывается успех бизнес-тренера?

trener

Можно выделить 3 составляющие, необходимые для успеха в этой профессии.

1. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ.

Сегодня уже окончательно утвердилось мнение, что бизнес-тренер — это профессия, а, значит, предполагает определенные знания, умения, навыки и владение профессиональными технологиями.

Также и специальную подготовку, которая все это дает. Зачастую представление о тренерских компетенциях у новичков, да и не только, очень узкое.

Что необходимо тренеру?

— Навыки работы с группой, умение провести тренинг интересно, зажигательно, динамично. Работа тренера представляется с того момента, когда тренер открывает дверь, заходит в группу и…

Сам тренинг видится, главным образом, как процесс коммуникации с группой, в основе которого — импровизация и собственное мастерство ведущего.

На самом деле, профессиональные компетенции бизнес-тренера значительно шире, а тренинг — не только процесс обучения.

Это еще и: инструмент в решении задач организации, который важно уметь грамотно применять; продукт, нуждающийся в продвижении на внешнем рынке или внутри своей компании; учебно-методический комплекс, разработанный в соответствии с определенными требованиями; компонент в системе корпоративного обучения и развития персонала; этап работы бизнес-тренера (о других этапах участники впервые узнают на тренинге тренеров).

Чтобы подготовить бизнес-тренера, в основе обучения должна лежать четкая концепция или модель профессиональных компетенций, признанная специалистами и проверенная практикой.

Соответствие программы тренинга тренеров этой модели означает подготовку профессионального бизнес-тренера, способного самостоятельно провести весь цикл работ по обучению персонала: от прояснения запроса на тренинг и диагностики потребности в обучении до этапа оценки эффективности обучения и организации посттренинговых мероприятий.

Полнота знаний и владение технологиями на всех этапах работы дадут возможность выпускникам программы разрабатывать и проводить свои тренинги сразу после обучения.

2. ЛИЧНОСТЬ ТРЕНЕРА.

Личные качества (личные компетенции) тренера столь же важны, как и профессиональные знания и навыки, поскольку выступают одним из главных инструментов работы с группой. При этом нет универсального тренерского портрета, под который участникам стоит «подгонять» себя в надежде на успех в любой аудитории.

Главное, чему учит тренинг тренеров — осознанному проявлению своей индивидуальности в рамках тренерской работы. Тренеру важно научиться «работать с собой», развивать особую субличность — «Я-Тренер».

Как это происходит?

Во-первых, через проявление участников в различных профессиональных ситуациях.

Здесь поможет система индивидуальных тренерских заданий для каждого: с первого же дня участник тренинга тренеров — ТРЕНЕР, он работает с группой, проводит разминки, упражнения, игры.

Во-вторых, грамотно организованная ведущим тренинга обратная связь: интервизорская (от участников группы) и супервизорская (от тренера), в том числе с разбором видеозаписей, которые являются неотъемлемой частью обучения бизнес-тренеров.

В-третьих, рефлексия, осознание собственных компетенций, индивидуальных особенностей. Особенно эффективна в групповой работе с ее многообразием проявлений и возможностью сравнивать.

И, наконец, принятие своей тренерской индивидуальности: Какой я тренер? В чем мои сильные стороны, и каковы мои ресурсы? Как воспринимает меня группа: что стоит принять как должное, а что возможно изменить?

Определение дальнейшего развития. Сбалансированная тренерская личность строится на знании и принятии своих индивидуальных проявлений в группе, причем принятие как любви, признания, так и сопротивления участников, которые, так или иначе, вызывает каждый тренер, и осознанном их использовании в тренерской работе.

Такой индивидуальный подход к развитию личных компетенций будущих тренеров возможен в условиях обучения в группе, где количество участников не превышает 12 человек.

Формируя индивидуальное «Я-Тренер», ценно соотнести себя и с 3-мя тренерскими типами, на основе структограммы: какой я — «Синий», «Красный» или «Зеленый» тренер?

И как, соответственно воспринимает меня группа. Многие участники тренерских программ отмечают, что почувствовать себя тренером им помогло наблюдение за разными тренерами, ведущими обучение: они увидели, что на практике успешными могут быть разные стили, и разные тренеры. А значит и они тоже!

3. БИЗНЕС-МЫШЛЕНИЕ.

Как любит повторять мой коллега, в слове «бизнес-тренер», «бизнес» пишется первым. Что это значит? Тренер, работающий в компании, должен мыслить бизнес-категориями, знать ситуации современных организаций.

Каким образом формируется бизнес-мышление на тренинге тренеров? Есть несколько важных аспектов, которые должны быть заложены в программу.

А. Программа подготовки именно БИЗНЕС-тренеров, в отличие от тренингов тренеров, где обучают проводить как тренинги личностного роста, так и бизнес-тренинги.

На наш взгляд, бизнес-обучение имеет существенные отличия, которые определяют необходимость подготовки бизнес-тренеров в самостоятельном формате: ориентация на конкретный запланированный результат; достаточно жесткий временной формат и высокая динамика, не предполагающая глубокого погружения в личностный пласт в работе с участником; совмещение целей компании и индивидуальных целей участников обучения в едином процессе обучения; оперирование категориями профессиональной эффективности, успешности, результативности специалиста; ориентация на конкретные действия, решение реальных ситуаций, направленность на практику ежедневной работы специалиста.

Б. Состав участников группы. Хорошо, когда это бизнес-аудитория — специалисты, сотрудники компаний, имеющие профессиональную подготовку и ориентированные на дальнейшее профессиональное развитие в организации. Такая целевая аудитория дает дополнительный эффект — участники обмениваются опытом работы в своих компаниях.

В. Ведущие программы. Здесь однозначно преимущества у практикующих бизнес-тренеров, отлично знающих тренинговый бизнес, побывавших в разных тренерских «ипостасиях»: тренинг-менеджерами в организации, независимыми тренерами, тренерами-консультантами консалтинговых компаний; руководителями.

Для такого бизнес-тренера тренинги не просто профессия, «подработка», самореализация. Э

то, в первую очередь, бизнес, в котором он успешен. Именно это особенно ценно, именно это он передает своим участникам. В бизнесе недостаточно научить специалиста, что и как делать.

Важно сформировать у него видение: где и как я могу это применить? Для каких целей? Чего достигну? Как использовать полученные возможности?

В ответах на эти вопросы, выпускники тренинга тренеров порой удивляют своих «учителей»: они не только работают бизнес-тренерами, но и обучают своих подчиненных, будучи руководителями отделов, проводят тренинги для организаций и имеют солидный дополнительный заработок, и даже открывают свои тренинговые компании!

Но, пожалуй, самое важно, — они становятся тренерами для самих себя, «тренерами по успеху». Ставят перед собой цели: где работать, как работать, какие тренинги и на какие темы я хочу вести; и определяют пути их достижения.


ОТПРАВИТЬ НАМ СООБЩЕНИЕ