Новые требования при проверке бизнеса: на что обратить внимание

proverki

С 16 мая вступили в силу два порядка проверок проверок, которые были утверждены постановлением Кабмина от 26 апреля 2017 года № 295. Первый порядок – о государственном контроле, а второй – о государственном надзоре соблюдения законодательства о труде.

 

На самом деле, речь, конечно, не о соблюдении прав наемных работников, а о том, чтобы принудить работодателей больше платить налогов – и налога на доходы физлиц, и единого социального взноса.

Речь идет и о инспектировании на месте, и о невыездном инспектировании. Но самое главное – реально речь идет о запуске кампании по писанию доносов на выплату зарплат в конвертах.

Например, на предприятии не должно быть «лишних» оборудованных рабочих мест, которые выглядят используемыми. Это – как минимум.

Ну и еще проверки трудовых нарушений могут проводиться в результате использования инспекторами и их боссами информации, полученной от «смежников» — от налоговиков, да от любых проверяющих, которым показалось, что на предприятии есть трудовые нарушения.

Фактически поводов для проверок – ничем не ограниченный круг, но очевидно, что «красными флажками» для инспекторов на конкретном предприятии будут следующие признаки:

— если в течение месяца количество работников, занятых неполный рабочий день/неделю, увеличилось на 20% и более;

— если есть работники, занятые в рамках гражданско-правовых договоров, и они в таком режиме работают дольше года или их число составляет 30% и более всего персонала;

— если отсутствуют начисления заработной платы работникам в отчетном месяце (отпуск без сохранения заработной платы с нарушением законов об отпуске);

— если в течение года не проводилась индексация зарплаты или повышение зарплаты меньше начисленной индексации;

— если при численности занятых от 20 и больше сотрудников на предприятии в течение месяца произошло сокращение персонала на 10% и более.

Ну и вишенка на торте – если инспектору покажется, что ему что-то угрожает, он может привлечь к участию проверке представителей полиции.

В качестве единственного законного повода не допускать инспекторов к проверке упомянуто только отсутствие у тех действующего служебного удостоверения. А вот не допускать к проверке при отсутствии документа, подтверждающего решение руководителя или заместителя руководителя контролирующего органа о проведении проверки, — нельзя.

Потому что в постановлении Кабмина нет у инспектора обязанности такой документ предъявлять – да и вообще о бумажном направлении на проверку там нет ни слова. Этот чудесный юридический трюк создает коррумпированным инспекторам поистине безграничные возможности для несанкционированных начальством визитов на любые предприятия.